Закрытые и открытые повороты

Во время обучения карвингу очень важной составляющей является Время. Если учесть, что резанная дуга возможна только начиная с определенной скорости, - то время скольжения в дуге является ключевым параметром. Для новичка время - всегда дикий дифицит. Его движения не так быстры, не так выверены, нужно успевать отслеживать их и корректировать в реальном времени. Чем больше секунд он проводит в дуге - тем больше времени на анализ и внесение изменений в свои движения. Практика подсказывает, что среднее время в закрытом повороте составляет от 3 до 5 секунд. Не так уж и много.. Именно поэтому во время обучения мы двигаемся наиболее широкими и закрытыми поворотами.

Закрытый поворот на сноуборде

Закрытый поворот, это движение на канте которое начинается с перпендикуляра склона, проходит через линию падения и выходит на перпендикуляр. Карвер который совершает закрытый поворот проходит несколько фаз:
  • Вход в поворот, когда доска начинает цепляться за снег кантом и, благодаря своему боковому вырезу, искривлять прямолинейную траекторию движения райдера.
  • Загрузка доски внешними и внутренними силами, когда доска начинает своё криволинейное круговое движение.
  • Разгон по линии падения склона.
  • Максимальная перегрузка в точке, после которой райдер покидает ЛПС.
  • Частичная разгрузка от центробежных сил, за счет спрямления траектории.
  • Выход на перпендикуляр, с окончанием набора скорости и переходом в замедление.

Чем же хорош закрытый поворот?

Прежде всего - фазой входа и выхода из поворота (синий кружок). При сочетании нескольких закрытых поворотов смена канта осуществляется на перпендикуляре склона. И, как правило, при этом доска двигается прямолинейнно, а не по кругу. Это сильно облегчает обучение карвингу, т.к. ученик заходит в поворот под действием достаточно простых сил, которые имеют тот же вектор, что и центр масс карвера. А значит он не должен бороться с непонятными ему нагрузками, а достаточно просто и легко может осуществить несложные действия постановки доски на кант. После того, как закантованная доска начинает входить в поворот, на тело начинают действовать гораздо более сложные и мощные силы кругового криволинейного движения (красные стрелки). Не будем углубляться в физику процесса, это ни к чему. Думаю и так понятно, что выполнять упражнения под действием перегрузок - явно сложнее, чем при их отсутствии.

Итак, доска увлекается в поворот, на карвера начинают действовать различные силы. Некоторым из них он учится противостоять, а некоторые использовать в своих целях. Важно то, что они начинаются не сразу, а от нуля до максимума, и не вызывают шока. После фазы разгона, прирастив скорость, ученик выходит на перпендикуляр - и доска частично разгружается, т.к. радиальные силы перестают действовать из-за спрямления траектории движения. В этой фазе ученик опять-таки может спокойно выполнять задание, и подготовиться к следующему повороту.

А чем же плохи открытые повороты?

Вообще они ничем не плохи, они просто быстрее и поэтому сложнее. По мере освоения основных принципов и приемов управления сноубордом в резанной дуге, ученик может по вкусу "открывать" дуги. Однако лишая себя этого комфортного прямолинейного движения, карвер из фазы разгона по линии падения попадает сразу в фазу загрузки доски радиальными силами следующего поворота. Конечно и тут присутствует участок с некоторым прямолинейным движением, но он вдоль линии падения склона, с соответствующим ускорением. Такая динамика перегрузок и разгона - основная цель карвинга как стиля, но выполнять упражнения на открытых дугах, в попытках чему-то научиться - крайне неэффективно. В открытых поворотах можно шлифовать какие-то мелкие детали техники, практически стилистические, которые не требуют тщательной концентрации на выполнении задания.
Как правило все начинающие катаются очень открытыми поворотами, т.к. используют дрифт-ведение доски (по сути торможение), а оно не дает им насладиться реально возможной скоростью спуска. А жажда скорости спрямляет их траекторию спуска к постоянному скольжению по линии падения склона. При переходе на резанное ведение эта траектория движения остается прежней, и вытащить человека на закрытую дугу бывает очень тяжело. Не понимая, что теперь скорости значительно возросли, и перегрузки сгибают их в повороте они пытаются наладить какой-то технический рост, избавиться от бесконечных падений в бэксайде и пр.
А ведь ответ достаточно прост :

закрывайте повороты и держите среднюю, комфортную для экспериментов скорость!

Закрытые повороты и Экстримкарвинг

Для укладок на снег в стиле экстремального карвинга вы должны максимально закрывать поворот перед укладкой. Ведь всегда хочется скользить лежа как можно дольше. К тому же это правило диктуется специфическим раскладом возникающих радиальных сил и траектории движения центра масс. Если заходить в укладку с перпендикуляра склона, то нагрузка на сноуборд возникает экспоненциально, по мере ведения поворота. Когда сноуборд находится практически на критических углах закантовки необходимо быть очень внимательным к любым резкими движениям.  Необходимо сглаживать любые рывки, иначе шанс сорваться с канта очень велик. Зачастую на очень крутых склонах необходимо даже "перезакрывать" повороты, чтобы входить в укладку на комфортной скорости.

Открытые дуги всегда более резко загружают доску, из фазы загрузки вы попадаете в фазу загрузки, а движение центра масс - более прямолинейное. В этом и кроется основная проблема! Укладка на склон требует достаточно много времени и места. Если вы пытаетесь сделать укладку из открытой дуги, то ваш центр масс из прямолинейного движения направляется доской в крутую дугу, и во второй трети поворота, где прежняя его траектория встречается с новой траекторией доски,  происходит сильная перегрузка носа. Конечно это приводит к излишнему торможению, а на большой скорости - к большому шансу перелета через нос.

Укладки на склон являются неотъемлемой частью Экстримкарвинга. Однако в последнее время они часто становятся самостоятельным приемом в катании вне этого стиля. В таких случаях ошибка с сочетанием открытых дуг и попытками укладки является наиболее типичной. Нужно изучить основы экстримкарва, ведь правильная прочная база всегда приводит к серьезным результатам.