Инструктору. Эмоции
Инструктор должен тонко чувствовать настроение ученика, его эмоциональное и физическое состояние, и в зависимости от него строить эффективную тренировку.
Потребностно-информационная теория эмоций
(ее качества и величины) и вероятности-возможности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта»
Симонов П. В.
1981г. «Эмоциональный мозг»
Теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Пётра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения.
Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы.
Утверждение Симонова можно представить в виде формулы:
Э = П × (Ис — Ин)
- Э — эмоция (её сила, качество и знак);
- П — сила и качество актуальной потребности;
- (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта;
- Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности;
- Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.
Из формулы хорошо видно,
что при Ис > Ин эмоция приобретает положительный знак, а при Ис < Ин — отрицательный.
Позитивная тренировка
Формула не оперирует числовыми значениями, а лишь даёт нам представление о составляющих, которые влияют на эмоциональное состояние ученика. Для того, чтобы у ученика тренировка вызывала положительные эмоции инструктор должен не только правильно её составлять, но и позиционировать. Поэтому в начале каждой тренировки, исходя из общей подготовленности, физического и эмоционального настроя ученика, необходимо ставить определенную цель тренировки, достижение которой будет вызывать положительные эмоции. Обратите внимание, в формуле значения Ин и Ис отражают именно информацию о возможностях ученика, а не его настоящие возможности. Оперируя Ин и Ис инструктор для создания позитивной тренировки может как «преувеличивать» сложность предлагаемых упражнений, так и «приземлять» ученика, давая ему правильно понять его истинный уровень техники.
Как правило, если технически ученик готов к выполнению упражнения, то позитивные эмоции не приходится синтезировать искусственно. В то же время все хотят достичь совершенства как можно быстрее, и это свойство человека приводит к скачкам как в технике, так и в эмоциональном настроении. Когда обучаемый стремится выполнять упражнения на которые у него не хватает сил или техники, они не дают положительного эффекта для обучения, и могут создавать неверное представление о его истинном уровне. При подобных длительных «скачках» возможна полная стагнация в росте техники, и последующее негативное отношение к тренировочному процессу.