Техника карвинга на сноуборде. Аксиомы

Любая техника базируется на некоторых основах, которые являются отправной точкой всех приёмов и навыков применяемых в этой технике.  И карвинг на сноуборде не исключение. Так или иначе, большинство сноубордистов осваивают карвинг интуитивно, предпочитая самостоятельно искать пути к скоростному и красивому катанию. Однако, если райдер будет четко понимать основные принципы карвинга, которые были сформулированы еще в конце 1990-ых, поиск своего стиля будет приятней, а успех не заставит себя долго ждать.

Основная аксиома карвинга

Стабильность ведения дуги зависит от контактной длины канта

Можно написать много слов, которые бы описывали довольно сложную физику движения на сноуборде. Однако большинство факторов являются неизменными от поворота к повороту и их можно вынести за скобки. В реальности наибольший вклад в уверенное резаное ведение доски привносит именно контактная длина канта сноуборда. Большая длина канта*, даёт возможность удерживать более надежное сцепление со склоном. Однако само наличие этой длины не гарантирует безупречного резаного ведения. Большую роль играет мастерство райдера, его навыки управления доской.

Основные положения карвинга

1. Для ведения резанного поворота необходимо удерживать достаточный угол закантовки доски.

При углах малых закантовки не создается необходимое сцепление и сноуборд будет проскальзывать в дрифт. Для того, чтобы закантовать доску необходимо стопами ног приподнимать противоположный кант доски над снегом. Для этого на фронтсайде необходимо перенести вес на носки, привстав на пальцах ног внутри ботинка и приподням пятки. На бэксайде - перенести вес на пятки и потянуть носки на себя. Ноги должны быть постоянно напряжены, т.к. стоит их расслабить и доска потеряет несколько градусов в закантовке, а также не будет стабильна  на высоких скоростях.

2. Райдер должен загружать как можно бОльший участок канта, чтобы он работал максимально эффективно.

Сноуборды больших ростовок имеют и большую контактную длину канта, однако эффективно работает только тот участок канта*, который загружается весом райдера в данный момент. Например, ошибочно распределяя вес по ногам в соотношении 40:60 мы не можем расчитывать на полноценную работу всех 160см контакта доски. Скорее всего сноуборд будет себя вести как 140см.

3. Торсионная и продольная жесткость сноуборда помогает передавать вес райдера на всю контактную длину канта.

Именно поэтому "жесткое" снаряжение более предпочтительно для карвинга. Из-за более равномерного распределения веса на кант, за счёт жесткости сноуборда и ботинка, ошибки с перецентровкой*, не так критичны, как у мягкого комплекта. Карверам на обычных досках приходится более точно контролировать развесовку 50:50. Однако, многие производители выпускают  сноуборды по характеристикам достаточно жесткие для скоростного катания на кантах.

4. Для равномерной загрузки всего канта карвер должен располагаться в центре доски в основной стойке, и распределять свой вес равномерно по ногам.

Например, перегружая переднюю ногу, райдер уменьшает контактную длину канта, т.к. разгруженный хвост выключается из работы. При этом перегруженный нос никак не может увеличиться в длину, хоть и давление на нем действительно растет. Однако само по себе давление канта на снег не всегда обеспечивает прирост сцепления со снегом. Да и вызывает массу побочных эффектов, не всегда уместных. Основная стойка позволяет наиболее точно управлять переносом веса, т.к. в ней райдер находится в наиболее удобном и естественном положении.

5. Любое резкое движение райдера приводит к перезагрузке доски.

Любые взаимодействия с собственным весом тесно связанны с понятием "инерция". Она бывает двух видов: инерция покоя и инерция движения. Большинство техник и трюков на сноуборде используют ту или иную инерцию. Для карвинга важно чтобы ваш вес давил на доску в течение всего поворота, и не давил во время смены канта. Однако для начинающих огромных усилий стоит избавиться от размахивания руками и попыток резко развернуть доску. Эти движения мешают равномерно загружать доску весом, и она стремится в дрифт проскальзывание. В то же время умелое использование резких движений в вертикальной работе позволяет легче менять кант и, следовательно, направление движения, а также вести дуги стабильнее.

Немного истории

Когда-то давно в горнолыжном спорте были лыжи без бокового выреза, и назывались они просто- лыжи. Позже появились лыжи с боковым вырезом и из-за возможностей которые они предоставляли их стали называть карвинговыми, а прямые лыжи стали называть классическими. Благодаря геометрии карвинговые лыжи завоевали себе всемирную популярность у любителей, а позже они перешли и в спорт высоких достижений. Одно время в магазинах продавались только карвинговые лыжи, и постепенно они утратили свою приставку "карвинговые", зато другие лыжи приобрели свои: "классика", "спусковые", "твин-типы". Сноуборд появился в то время, когда карвинговые лыжи уже были, и их геометрия была скопирована для нового снаряда. Сноуборд был карвинговый уже на заре своей эры. Поэтому не существует "не карвинговых" сноубордов, а вот сноуборды "специальной карвинговой геометрии" существуют. Это все доски под пластиковый ботинок.

Поэтому заниматься карвингом можно на любой доске. И эта вторая основная аксиома.