Инструктору. Принципы обучения

Для успешной тренировки инструктор должен правильно использовать накопленный опыт, следуя основным принципам обучения, озвученными признаными педагогами!

Дидактическая система К. Д. Ушинского

Ушинский выделял в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

  • Сознательности и активности;
  • Наглядности;
  • Систематичности и последовательности;
  • Прочности;
  • Научности;
  • Доступности;
  • Связи теории с практикой.

Принцип сознательности и активности

Суть принципа состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера: 

..приучать обучаемого к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения;

..выработать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу, глубоко продумывать те теоретические выводы и понятия, мировоззренческие и морально-эстетические идеи, которые имеются в его содержании.

Принцип наглядности

Обусловлен рядом факторов:

  • Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий;
  • Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. По мнению Ушинского, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний;
  • Наглядность обучения основана на особенностях мышления человека, которое развивается от конкретного к абстрактному;
  • Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными. К наглядным пособиям относятся: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели машин, муляжи, иллюстративные пособия (картины, рисунки, фотографии), графические пособия (диаграммы, графики, схемы, таблицы), различные технические средства (учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютеры).

Принцип систематичности и последовательности

Заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний. Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала.

Принцип прочности

Прочность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий:

..первичное восприятие и осмысление изучаемого материала;

..его последующее более глубокое осмысление;

..проведение определенных работ по его запоминанию;

..применение усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации.

Принцип научности

Состоит в том, что содержание обучения должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Для его реализации преподавателю необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений.

Принцип доступности

Заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

Сделать обучение доступным — значит:

..правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть ученику;

..правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала;

..правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения предмета с учетом его важности и сложности, и обеспечения его глубокого и прочного усвоения.

Принцип связи теории с практикой

Предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни.