Современные технологии в сноубордах

В современном мире сноубординга правят маркетологи. Идеальный сноуборд уже давно был создан, еще лет 10ть назад, но необходимость провоцировать спрос и выделяться на фоне конкурентов вынуждает бренды искать новые фишки, решения, пусть иногда и крайне сомнительные. В последние 5 лет наметилась отчетливая тенденция к созданию сноубордов, которые созданы для дрифта, а не для движения на кантах. Это конечно не может радовать любителей скоростного, качественного катания.

Еще материалы по теме "Оборудование для софт-карвинга"

Прогиб доски

На участки канта расположеные вне зоны закладных вес райдера передается за счет жесткости и упругости доски. У более жесткой доски потеря веса на крайних контактных точках канта меньше, чем у менее жесткой. Чтобы усилить эту передачу, еще на заре горнолыжного спорта, была придумана специальная прогнутая форма сердечника. За счет его упругости на концы дополнительно создается давление и длина контакта держится на уровне, предусмотренном геометрией доски. Такой прогиб стали называть Camber.

Кемберные доски обеспечивают наилучшее сцепление со склоном. Благодаря арке вес райдера передается на самые отдаленные участки канта - в контактные точки. Тем самым мы получаем максимальную эффективную длину, которая заложена в эту ростовку на фабрике. Кембер является классическим весовым прогибом доски и используется в досках среднего и верхнего сегмента.

Однако в конце 2000х это технология была объявлена «исключительно лыжной», и что для изготовления сноубордов она не очень подходит ввиду «двуногости» сноубордиста. Было сформированна точка зрения, что кембер хорошо работает только при одной точке приложения веса. Так стопа давит на лыжу в центре, а вот у сноубордиста получается «мертвая зона» между креплений. С этого момента началась эпоха Rocker – досок с обратным прогибом. Основная идея была в том, что кембер создает дополнительное давление на концы сноуборда, но уменьшает давление в зоне между креплений. Чтобы усилить передачу на этот участок стали делать обратный кемберу прогиб, за счет той же упругости преформованного сердечника. 

Рокер по всей длине доски сильно разгружает кант вне зоны креплений. Ведь он фактически приподнимает его над снегом. Из-за этого доска становится менее цепкой, легко вводится в дрифт повороты, всячески ощущается как очень короткая доска (60-70см). Можно сказать, что для самых первых шагов в сноубординге, при катании вне трасс, а также для некоторых фристайл направлений – это огромный плюс. Однако о скоростном, техничном катании на кантах на полностью рокерных досках можно просто забыть. 

Малая зона контакта требует полной концентрации внимания на ведении поворота. Без правильной развесовки и четкой закантовки практически невозможно карвить. Обучаться карвингу на такой доске достаточно сложно – приходиться прилагать гораздо больше усилий для постановки доски на кант. Зачастую у ученика таких усилий просто нет.

Во фрирайде доски с рокером значительно лучше кембера всплывают в глубоком снегу. Особенно это чувствуется на небольших уклонах, когда скорость невелика. Чем выше скорость, или круче уклон — тем меньше чувствуется разница между поведением рокера и кембера. Однако надо понимать, — не везде можно двигаться с такой высокой скоростью безопасно.

Со временем сплошной рокер уступил место различным комбинациям кембера и рокера. Производители пустились в поиск идеального сочетания, которое обеспечит хорошую хватку кантов наравне с маневренностью. Сейчас наиболее распространены два варианта: двойной кембер с рокером по центру доски, и сплошной кембер плюс рокер на носу.

Двойной кембер + рокер

В основном используется в твинтипах.
Теоретически самый правильный профиль прогиба, который использует только плюсы рокера и кембера. В идеале доска должна быть с мощным кембером, и небольшим рокером между креплений. Середина доски загружается рокером, а концы сноуборда – двумя кемберами. Однако все доски с таким прогибом во время ведения поворота слишком легко сгибаются по центру, как раз в месте рокера. Это сильно уменьшает его радиус. Особенно расстраивает то, что это сгибание не всегда адекватно приложенной нагрузке (выпрямление или сгибание ног при вертикальной работе). В итоге доска становится менее предсказуемой, что для ПРО – дополнительный фан. А вот для обучения – дополнительная проблема.

Также важна соотношение величины рокера и кемберов. В большинстве случаев она такова, что концы сноуборда висят в воздухе, как у сплошного рокера. В результате у доски контактная и эффективная длина сильно не совпадают. Сравните расстояние между синими и красными стрелками у чисто кемберной доски и у гибрида. В движении на малых закантовках это ощущается как катание на очень короткой доске, сцепления не хватает и сноуборд срывается в дрифт повороты. При увеличении закантовки начинает расти контактная длина, и доска лучше врезается в склон. Однако пока сноубордист не научится ставить такие углы закантовки - доска не будет ему помогать.
В итоге мы получаем замкнутый круг:

  1. Доска не карвит,
  2. Ученику сложно почувствовать радиальные силы,
  3. Нет условий для создания больших углов закантовки,
  4. На малых закантовках доска не карвит.

И это конечно сильно затягивает процесс обучения скоростному катанию. А большинство обладателей рокерных досок останавливаются на начальном уровне катания дрифт поворотами и не прогрессируют дальше.

 

Кембер на 3\4 +Рокер на носу

Второй наиболее часто встречающийся вариант гибридного прогиба, который преимущественно используется в сноубордах для фрирайда и карвинга. Сочетает в себе хорошую передачу усилия на 3\4 контакта, с повышенной плавучестью в глубоком снегу. Увеличенный контакт неплохо проявляет себя в карве, но слишком выраженный рокер на носу будет существенно мешать резать повороты. А т.к. величину рокера в каких-либо единицах никто не указывает, то по описанию в спецификациях практически невозможно понять насколько хорошо доска будет управляться. Выяснить это можно только опытным путем.

Также распространены Flat прогибы, но они лишены минусов рокеров так же, как и плюсов кембера. Для чего их делают – непонятно вовсе.

При выборе доски важно помнить еще вот о чем. Чем более равномерно прогибается сноуборд в повороте, тем меньше создается точек повышенного трения базы о снег. А значит и потери скорости — меньше. Также более равномерный прогиб позволяет идти доске более ровным радиусом, по оптимальной траектории к линии падения склона. При этом все фазы поворота спокойно перетекают друг в друга, помогая оставаться в правильном тайминге различных приемов. Именно такая понятная и предсказуемая доска поможет своему обладателю научиться сложным, высококоординационным техникам карвинга на сноуборде.

Magne-Traction

Технология канта волнистой формы, вроде ножа для резки хлеба.

Утверждается, что в сложных условиях недостаточного сцепления, на льду например, давление веса сноубордиста будет аккумулироваться на изгибах канта, и она будет сильнее «вгрызаться» в поверхность. Благодаря чему повышается шанс не потерять контроль на таких участках склона.

Мы относимся к этой идее достаточно скептически. Сноуборд с таким кантом достаточно непрост в заточке, стоит дорого, а реальный эффект от магны сложно оценить. Кроме того, в обычном и мягком снегу такое избыточное давление может наоборот усложнить жизнь. А удержать доску в контроле на льду можно обладая хорошей техникой катания.

Последнее время от агрессивного 7-8 точечного магнетрекшена стали отказываться в сторону 3х-точечного, так называемого Mellow, едва заметного глазу. Надеюсь, скоро мы станем свидетелями 0-точечной магны, вовсе невидимой. В идеале — чтобы и на ценнике это отразилось..

Конкейв, или ложкообразная база

Некоторое время назад появилась еще одна технология – ложкообразного сердечника. Идея такого профиля в том, чтобы приподнять контактные точки над снегом на 1-1.5 градуса, но только 2-3см от канта. Середина доски остается плоской. Тем самым уменьшается шанс «поймать канта» во время первых шагов или при разучивании новых фристайл элементов. Также доска плавнее и легче меняет кант в глубоком снегу. Часто конкейв совмещают с кембером, т.к. это слегка смягчает его отзывчивость, но не привносит кардинальных изменений (как например рокер). Для карвинга на сноуборде эта технология не так уж и плоха, хоть и смещает доску в дрифт. Угол закантовки для перехода с дрифта на резаное ведение нужно делать чуть больше, как раз на эти 1-1.5 градуса. Для обучения не самый лучший вариант.

Первыми такую базу массово стала выпускать фирма Bataleon, и, в зависимости от предназначения доски, у них были разные величины этого завала базы. Сейчас такие производят многие бренды, каждый из которых придумывает своё оригинальное название. Слишком большой конкейв может усложнить ведение резаных поворотов, однако вне трасс такие сноуборды очень маневренные и фановые.