Наш опыт. Современные технологии

В современном мире сноубординга правят маркетологи. Идеальный сноуборд уже давно был создан, еще лет 10ть назад, но необходимость провоцировать спрос и выделяться на фоне конкурентов вынуждает бренды искать новые фишки, решения, пусть иногда и крайне сомнительные. В последние 5 лет наметилась отчетливая тенденция к созданию сноубордов, которые созданы для дрифта, а не для движения на кантах. Это конечно не может радовать любителей скоростного, качественного катания.

Прогиб доски

Snowboard cambers 3

На участки канта расположеные вне зоны закладных вес райдера передается за счет жесткости и упругости доски. У более жесткой доски потеря веса на крайних контактных точках канта меньше, чем у менее жесткой. Чтобы усилить эту передачу, еще на заре горнолыжного спорта, была придумана специальная прогнутая форма сердечника. За счет его упругости на концы дополнительно создается давление и длина контакта держится на уровне, предусмотренном геометрией доски. Такой прогиб стали называть Camber.

Однако в конце 2000х это технология была объявлена «исключительно лыжной», и что для сноубордов она не подходит ввиду «двуногости» сноубордиста. Было сформированна точка зрения, что кембер хорошо работает только при одной точке приложения веса. А у сноубордиста получается «мертвая зона» между креплений. С этого момента началась эпоха  Rocker – досок с обратным прогибом. Основная идея была в том, что кембер создает дополнительное давление на концы сноуборда, но уменьшает давление в зоне между креплений. Чтобы усилить передачу на этот участок стали делать обратный кемберу прогиб, за счет той же упругости преформованного сердечника. При этом рокер существенно помогает доске всплывать в глубоком снегу при катании вне трасс.

Рокер по всей длине доски сильно разгружает кант вне зоны креплений. Ведь он фактически приподнимает его над снегом. Из-за этого доска становится более управляемой, легко вводится в дрифт повороты, всячески ощущается как очень короткая доска (60-70см). Можно сказать, что для самых первых шагов в сноубординге, а также для многих фристайл направлений – это огромный плюс. Однако о скоростном, техничном катании на кантах на полностью рокерных досках можно просто забыть. Малая зона контакта требует полной концентрации внимания на ведении поворота. Без правильной развесовки и четкой закантовки практически невозможно карвить. Обучаться карвингу на такой доске достаточно сложно – приходиться прилагать гораздо больше усилий для постановки доски на кант. Зачастую у ученика таких усилий просто нет 🙂

Во фрирайде доски с рокером значительно лучше кембера всплывают в глубоком снегу. Особенно это чувствуется на небольших уклонах, когда скорость невелика. Чем выше скорость, или круче уклон — тем меньше чувствуется разница между поведением рокера и кембера. Однако надо понимать, — не везде можно двигаться с такой высокой скоростью безопасно.

Со временем сплошной рокер уступил место различным комбинациям кембера и рокера. Производители пустились в поиск идеального сочетания, которое обеспечит хорошую хватку кантов наравне с маневренностью.  Сейчас наиболее распространены два варианта: двойной кембер с рокером по центру доски, и сплошной кембер плюс рокер на носу.

Двойной кембер + рокер

В основном используется в твинтипах.

Теоретически самый правильный профиль прогиба, который использует только плюсы рокера и кембера. Середина доски загружается рокером, а концы сноуборда – двумя кемберами. Однако все доски с таким прогибом во время ведения поворота легко сгибаются по центру, в месте рокера. Это сильно уменьшает его радиус. Особенно расстраивает то, что это сгибание не всегда адекватно приложенной нагрузке (выпрямление или сгибание ног при вертикальной работе). В итоге доска становится менее предсказуемой, что для ПРО – дополнительный фан. А вот для обучения – дополнительная проблема.

Также важна соотношение величины рокера и кемберов. В большинстве случаев она такова, что концы сноуборда висят в воздухе, как у сплошного рокера. И это конечно плохо.  В идеале доска должна быть с мощным кембером, и небольшим рокером между креплений.

Кембер на 3\4 +Рокер на носу

Второй наиболее часто встречающийся вариант гибридного прогиба, который преимущественно используется в сноубордах для фрирайда и карвинга. Сочетает в себе хорошую передачу усилия на 3\4 контакта, с повышенной плавучестью в глубоком снегу. Увеличенный контакт неплохо проявляет себя в карве, но слишком выраженный рокер на носу будет существенно мешать резать повороты. А т.к. величину рокера в каких-либо единицах никто не указывает, то по описанию в спецификациях практически невозможно понять насколько хорошо доска будет управляться. Выяснить это можно только опытным путем.

Также распространены Flat прогибы, но они лишены минусов рокеров так же, как и плюсов кембера. Для чего их делают – непонятно вовсе.

При выборе доски важно помнить еще вот о чем. Чем более равномерно прогибается сноуборд в повороте, тем меньше создается точек повышенного трения базы о снег.  А значит и потери скорости — меньше. Также более равномерный прогиб позволяет идти доске более ровным радиусом, по оптимальной траектории к линии падения склона. При этом все фазы поворота спокойно перетекают друг в друга, помогая оставаться в правильном тайминге различных приемов. Именно такая понятная и предсказуемая доска поможет своему обладателю научиться сложным, высококоординационным техникам карвинга на сноуборде.

Magne-Tracktion

Технология канта волнистой формы, вроде ножа для резки хлеба.

LibTechPPsidewall2

Утверждается, что в сложных условиях недостаточного сцепления, на льду например, давление веса сноубордиста будет аккумулироваться на изгибах канта, и она будет сильнее «вгрызаться» в поверхность. Благодаря чему повышается шанс не потерять контроль на таких участках склона.

Мы относимся к этой идее достаточно скептически. Сноуборд с таким кантом достаточно непрост в заточке, стоит дорого, а реальный эффект от магны сложно оценить. Кроме того, в обычном и мягком снегу такое избыточное давление может наоборот усложнить жизнь. А удержать доску в контроле на льду можно обладая хорошей техникой катания.

Последнее время от агрессивного 7-8 точечного магнетрекшена стали отказываться в сторону 3х-точечного, так называемого Mellow, едва заметного глазу. Надеюсь, скоро мы станем свидетелями 0-точечной магны, вовсе невидимой. В идеале — чтобы и на ценнике это отразилось..

Конкейв, или ложкообразная база.

Overview2

Некоторое время назад появилась еще одна технология – ложкообразного сердечника. Идея такого профиля в том, чтобы приподнять контактные точки над снегом на 1-1.5 градуса, но только 2-3см от канта. Середина доски остается плоской. Тем самым уменьшается шанс «поймать канта» во время первых шагов или при разучивании новых фристайл элементов. Также доска быстрее и легче меняет кант в глубоком снегу. Часто конкейв совмещают с кембером, т.к. это слегка смягчает его отзывчивость, но не привносит кардинальных изменений (как например рокер). Для карвинга на сноуборде эта технология вполне неплохая, хоть и смещает доску в дрифт. Угол закантовки для перехода с дрифта на резаное ведение нужно делать чуть больше, как раз на эти самые 1-1.5 градуса.

Первыми такую базу массово стала выпускать фирма Bataleon, и, в зависимости от стиля катания, у них были разные величины этого завала базы. Слишком большой конкейв может усложнить ведение резаных поворотов, однако вне трасс такие сноуборды очень маневренные и фановые.

  • Item
  • Item
  • Item

Все права справа. Сделано фанкарверами для фанкарверов