Физиология. Двигательный навык

Двигательный навык – автоматизированное умение, двигательный автомат, образовавшийся в результате многократного повторения определенного двигательного действия.

Стадии выработки двигательного навыка

1. Формирование у ученика понятия и зрительного представления упражнения в целом

Тренер должен рассказать, показать, дать попробовать ученику выполнить упражнение самостоятельно.
Восприятие информации у ученика зрительное и слуховое, пока что мышечное отсутствует.
Это очень важный этап, для визуалов и аудиалов у тренера должен быть блокнот и ручка, кинестетикам* нужно обязательно дать опробовать упражнение, в замедленном темпе,  с комментариями и подстраховкой.

2. Генерализация возбуждения в коре головного мозга

В процессе освоения учеником задействуются слишком много нервных центров и мышц, относительно быстро наступает утомление как физическое, так эмоциональное.
Движения некоординированны, возникают отрицательные стенические эмоции*.
Восприятие по прежнему зрительное и слуховое.
Необходимо стимулировать переход к восприятию информации* от рецепторов мышц. Для этого можно вносить изменения в упражнения, которые бы ограничивали зрительное и слуховое восприятие.

3. Концентрация возбуждения в двигательных зонах коры мозга

Задействуются только те нервные центры, которые необходимы для выполнения конкретного действия, снижаются энергетические затраты, появляются положительные стенические эмоции*. Движения пока еще помехоНЕустойчивы.
Начинается восприятие информации от проприорецепторов* мышц.

4. Стадия Двигательного навыка

Движения становятся помехоустойчивыми, большую часть управления двигательными действиями берет на себя спинной мозг. При этом освободившийся головной мозг начинает думать об обстановке, о тактике.
Движения становятся быстрыми, четкими, с малыми энергетическими затратами.

5. Двигательный навык высшего порядка

Обучаемый способен изменять в реальном времени детали упражнения, приспосабливая его под окружающую обстановку, обстоятельства, положение в пространстве.
Информация полностью воспринимается от проприорецепторов мышц.

Компоненты навыка

Двигательный компонент управляется условными рефлексами и отвечает за исполнение двигательного действия

При двигательных действиях простого порядка двигательный компонент зачастую опережает вегетативный, например, при беге, плавании, езде на велосипеде. Это происходит из-за инертности вегетативного компонента. Когда человек начинает бег, организм не всегда успевает подключить все рефлексы, чтобы обеспечить оптимальное состояние органов и мышц для выполнения этого действия. К примеру, поднять частоту сердцебиения, расширить сосуды и пр. Именно для этого и должна производится разминка перед упражнениями. При двигательных действиях сложного порядка вегетативный, как правило, включается одновременно, или
даже опережает двигательный.

Вегетативный компонент управляется безусловными рефлексами и отвечает за состояние организма в целом во время исполнения двигательного действия

Переделка навыка

Вегетативный компонент может быстро перестраиваться с аэробного на анаэробный и обратно. Однако, переход с аэробного на анаэробный может занять больше времени. Двигательный компонент обладает как положительным переносом*, так и отрицательным, вызывая интерференции*.

При правильно подобранной методике обучения он может относительно легко модифицироваться, копироваться для разучивания других действий. Методика обучения, построенная по основным принципам обучения, обеспечивает правильное развитие навыка.

Методика тренировки

Методика тренировочного процесса дожна учитывать все стадии становления навыка. Она должна опираться на мировой педагогический опыт и адаптироваться к действительному уровню физической подготовки обучаемого.

При обучении «с нуля» необходимо знать и учитывать все возможные положительные и отрицательные интерференции навыка. Подбирать подводящие упражнения и технические задания таким образом, чтобы они положительно влияли не только на разучиваемый элемент, но и на многие последующие. Для инструктора важно правильно задать вектор развития техники, для этого ему просто необходимо знать цели и возможности ученика. Наиболее эффективно обучение происходит именно когда и инструктор, и ученик ясно представляют конечную цель обучения.