Элементы. Угол закантовки доски

Одним из самых важных условий карвинга на сноуборде является угол закантовки доски.
Хотите знать почему топовые и экспертные сноуборды всегда с хорошей торсионной жесткостью?
Что на самом деле значат слова «Ангуляция» и «Заклон»?
Чем отличается дрифт-поворот от резанной дуги?
Тогда начнем!

Угол закантовки

- это угол между плоскостью доски и плоскостью склона

Чем этот угол больше, тем больше давление канта доски на снег. Чем сильнее давление - тем глубже доска в него врезается. В зависимости от снежного покрова существует определенный угол закантовки, после которого доска перестает дрифтовать и начинает двигаться только в направлении продольной оси. Надежные углы закантовки, в зависимости от качества подготовки склона, лежат в пределах от 45-80°, на таких углах след от доски на снегу четкий и ровный. Чем выше скорость в повороте, тем больше должен быть угол закантовки, иначе есть возможность, что доска сорвется в дрифт-поворот*Поворот с проскальзыванием, например со сменой канта при помощи переноса веса вперед-внутрь поворота. Характеризуется малым углом закантовки, благодаря чему доска слегка двигается вбок одновременно притормаживая за счет повышенного трения. Как правило, используется как промежуточный вариант при обучении катанию, или при прохождении участков где резанная дуга не кстати. Не является "сбросом хвоста", т.к. при "сбросе" вес тела всегда находится на передней ноге, а разгруженый хвост доски управляется движением задней ноги., при этом вы потеряете скорость и траекторию поворота.

Способы закантовки доски

Когда вы встегнуты в крепления и стоите на снегу, доска полностью лежит на всей скользящей поверхности. Чтобы поставить доску на кант вы должны выбрать один из способов создания угла закантовки: Ангуляция и Заклон. Поговорим о них отдельно.

Ангуляция

Это такой способ закантовки доски, при котором угол на который необходимо закантовать доску создается за счет сгибания в тазобедренном суставе и позвоночнике на то же значение.

Это значит что на бэксайде для создания закантовки в 45°, вы должны согнуться в тазобедренном суставе и в позвоночнике в сумме на эти 45°. Если нужно больше - сгибайтесь больше. Ангуляция, в ее максимальном проявлении. используется в гоночных дисциплинах, т. к. позволяет создавать достаточно большие углы закантовки не смещая центр тяжести далеко от опоры, от канта доски. Однако ангуляция требует гибкости и тренированных мышц торса, а также тонкого мышечного чувства для обратной связи, ведь вы по факту не видите ее глубину. Кроме того, любители часто приходят к ней в результате своего прогресса, однако используют ее не по назначению. Например, практически все карверы испытывают некоторую тягу к снегу, к тому, чтобы его потрогать во время движения в повороте. Для того чтобы коснуться рукой снега им приходится очень сильно сгибаться, что приводит к критическим углам закантовки, около 80-90°. Конечно же это не привносит в катание ни стабильности, ни красоты, да и касание получается достаточно коротким.

Заклон- Инклинация

Это способ создания закантовки за счет смещения центра тяжести и наклона прямого тела внутрь поворота.

Заклоны намного проще ангуляции в освоении, не требуют специальной физической подготовки,универсальны и подходят для поворотов различного радиуса, как в любительском катании, так и в гоночном скоростном спуске. Преимущество заклонов еще и в том, что угол закантовки создается более плавно, и можно его более точно отслеживать т. к. склон всегда перед вашими глазами. А чем он ближе, - тем глубже заклон. Чем глубже заклон — тем больше угол закантовки, но при этом для критической закантовки в 80-90°*inclination-90 необходимо практически лечь на склон.

Любительская Ангуляция

К сожалению спортивная ангуляция достаточно сложна в освоении, но интуитивно большинство сноубордистов используют именно её для своего катания. Не понимая основных принципов управления доской они хаотично закантовывают доску, не отслеживая точной обратной связи. На фронтсайде для создания закантовки они используют заклон, наклоняясь внутрь поворота, а на бэксайде - сгибаются в пояснице. 

Поэтому их катание выглядит негармонично, часто им дают всякие прозвища типа «унитазных» стоек и прочее. Тут надо решить какой способ больше нравится, и целенаправлено изучать его. Для красивого катания по склонам курортов, без утомительного обучения, можно выбрать заклоны и использовать их как основной способ создания закантовки. Если же цель - максимум контроля и скорости во время прохождения слаломных трасс - можно пойти трудным путем ангуляции.

Жесткость ботинок

Существует два способа передачи усилия ног через ботинки на доску.

Первый - это использование икроножных мышц. Для закантовки на фронтсайд дополнительно "привставать" на носочках, добавлять давление на кант как бы отталкиваясь от него. На бэксайде - тянуть носки на себя, придавая дополнительную жесткость стопе.

Второй - использовать более длинный рычаг, надавливая голенью на язык или задник ботинка, не используя напряжение стоп.

Второй способ отлично подходит для пластиковых ботинок, высокая жесткость которых позволяет несколько выключить стопу из работы, тем самым экономя силы. Однако он требует более точного чувства передачи усилия, тонкое изменение угла закантовки требует большого опыта. Для начального обучения он катастрофически не подходит, т. к. управление слишком грубое, обратная связь не всегда прослеживается. Это примерно как пытаться резать колбасу двуручным мечом.

Первый способ в основном подходит для обычных сноубордических ботинок, т. к. даже если модель считается очень жесткой,  она все равно не сможет передать 100% усилия на кант. Часть уйдет на продавливание ботинка, часть на аммортизацию, часть на некоторый люфт шнуровки.. Тут важно помогать ботинку и мышцами держать необходимый угол закантовки во время ведения всего поворота. Благодаря постоянному напряжению ног для удержания доски на канте, углы закантовки можно тонко чувствовать и динамично изменять прямо во время поворота. Диффиренциация усилия не так сложна, как в пластике, и позволяет мягко и плавно подстраивать углы закантовки под условия каждого поворота, ввод и вывод доски из резанной дуги получается особенно легким и гармоничным. Этот способ идеально подходит для обучения, т. к. формирует правильное понимание зависимости скорости и радиуса поворота от угла закантовки.

Жесткость мягких ботинок

Более жесткие "мягкие", и как правило наиболее дорогие, модели удачно сочетают тонко контролируемую закантовку с отличной поддержкой на высоких скоростях. Однако они никогда не смогут дать такого же ощущения контроля, которое дает пластик.

Нужно сказать, что если вы катаетесь более 100 дней в году в агрессивном стиле, на высоких скоростях в разгрузках - то ботинки вы будете менять раз в два сезона. А может и чаще. Я могу и за сезон укокошить топовые боты. Задача мягких ботинок - дать вам понять и почувствовать поведение вашей доски на разных углах закантовки. Научиться оперативно изменять их и точно чувствовать обратную связь, научиться различным приемам вертикальной работы не изменяя угла закантовки доски. После этого вы достигнете таких скоростей, что вам будет необходим совершенно иной уровень контроля. Вот тогда переход на пластиковые боты будет легким и приятным, вы привыкнете к их «топорности» за десяток катальных дней и сможете взять от склона действительно всё.

Мы рекомендуем переходить на пластик сначала поставив хардбут крепления на свой мягкий сноуборд. Это минимизирует время подстраивания, ведь ваш прежний сноуборд будет привычно откликаться на команды, и останется лишь адаптироваться к чувствительности пластикового ботинка. Когда как полностью новый жесткий комплект будет отвлекать ваше внимание еще и на непривычное поведение доски.

Торсионная жесткость снаряжения

Созданый ботинками угол закантовки должен передаваться на всю контактную поверхность канта, именно тогда доска будет вести поворот наиболее стабильно и предсказуемо. Однако в реальности осуществить это оказалось не так просто. Из-за того, что сноуборд достаточно тонкий и гибкий, отдаленные от ног точки канта, например на носу и хвосте, могут иметь отличные от центра углы закантовки. Доска, под давлением перегрузок, как бы скручивается в торсионной плоскости.

Это приводит к целому ряду отрицательных явлений:

  • сцепление на протяжении всего канта непостоянно, отдельные участки могут быть закантованы даже меньше минимально необходимого угла, и увеличивается вероятность срыва в дрифт;

  • отдельные участки могут следовать по различным радиусам поворота;

  • амплитудные колебания могут приводить к возникноению паразитных вибраций, что также негативно сказывается на стабильности.

Для того, чтобы исключить эти явления производители применяют различный технологии по увеличению торсионной жесткости. Одним самых распространненных способов является увеличение слоев оплетки сердечника стекловолокном. Трехнаправленное и даже четырех направленное плетение существенно увеличивает жесткость сноуборда, но к сожалению сразу во всех плоскостях, что сильно влияет на комфорт управления сноубордом. Излишне жесткие сноуборды самовольно кантуются, даже в условиях, когда в этом нет необходимости.

Для увеличения торсионной жесткости без увеличения поперечной жесткости применяются различные торсионные коробки, стрингеры, полосы из более жестких материалов, располагающихся вдоль контактных точек канта. Поиском идеального сочетания этих технологий и занимаются изготовители, ведь тогда сноуборд будет комфортным и послушным на оживленных спусках, и стабильным на скоростных участках. К сожалению пока такие сноуборды особенно дороги, и часто встречаются именно на топовых позициях в линейках производителей. 

Недостаточно прав для комментирования