Физиология. Двигательный навык

Двигательный навык – автоматизированное умение, двигательный автомат, образовавшийся в результате многократного повторения определенного двигательного действия.

Стадии выработки двигательного навыка

1. Формирование у ученика понятия и зрительного представления упражнения в целом

Тренер должен рассказать, показать, дать попробовать ученику выполнить упражнение самостоятельно. 
Восприятие информации у ученика зрительное и слуховое, пока что мышечное отсутствует.
Это очень важный этап, для визуалов и аудиалов у тренера должен быть блокнот и ручка, кинестетикам*Кинестезия - так называемое «Мышечное Чувство», чувство положения и перемещения как отдельных членов, так и всего человеческого тела.
Это способность головного мозга постоянно осознавать положение и движение мышц различных частей тела. Она достигается за счёт проприоцепторов, которые посылают в головной мозг импульсы от мышц, суставов и сухожилий. Без такой способности человек не мог бы выполнять координированных движений с закрытыми глазами. Человек с хорошо развитым мышечным чувством - кинестетик.
нужно обязательно дать опробовать упражнение, в замедленном темпе,  с комментариями и подстраховкой.  

2. Генерализация возбуждения в коре головного мозга

В процессе освоения учеником задействуются слишком много нервных центров и мышц, относительно быстро наступает утомление как физическое, так эмоциональное.
Движения некоординированны, возникают отрицательные стенические эмоции* Предельное усиление всех систем, отвечающих за взаимодействие с внешней средой. Резко повышаются тонус, сила, выносливость мышц. Резко мобилизуются все энергетические процессы. Усиливается деятельность сердца, повышается артриальное давление, вентиляция легких, выброс адреналина. Усиливаются иммунологические реакции и т.д. Мобилизация ресурсов происходит не избирательно (экономно, целесообразно), а бурно, чрезмерно, избыточно и не всегда адекватно ситуации..
Восприятие по прежнему зрительное и слуховое.
Необходимо стимулировать переход к восприятию информации*Обратная связь - контролирующее обратное воздействие, связанное с передачей осведомительной информации от управляемого органа к управляющему. Визуальная и аудио-информация поступает в мозг по дистальным каналам за 0.1-0.2 сек. Информация от проприорецепторов мышц поступает напрямую за 0.04 сек, и даёт возможность в реальном времени управлять телом. Для перехода на качественно иной уровень техники необходимо развитие "мышечного чувства" - кинестезии! от рецепторов мышц. Для этого можно вносить изменения в упражнения, которые бы ограничивали зрительное и слуховое восприятие. 

3. Концентрация возбуждения в двигательных зонах коры мозга

Задействуются только те нервные центры, которые необходимы для выполнения конкретного действия, снижаются энергетические затраты, появляются положительные стенические эмоции*Стимуляция деятельности нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем, усиление активности головного мозга, повышается тонус и сила мышц, уровень энергетического обмена. Часто это сопровождается повышением умственной работоспособности, настроения, включаются механизмы вероятностного мышления, возникает состояние вдохновения, озарения, высокая творческая активность.. Движения пока еще помехоНЕустойчивы.
Начинается восприятие информации от проприорецепторов*Периферические элементы сенсорных органов, расположенные в мышцах, связках, суставных сумках, в коже и свидетельствующие о их работе (сокращения мышц, изменения положения тела в пространстве). Проприорецепторы являются частным видом механорецепторов. Чувство, соответствующее этим элементам сенсорных органов, — проприорецепция. мышц. 

4. Стадия Двигательного навыка

Движения становятся помехоустойчивыми, большую часть управления двигательными действиями берет на себя спинной мозг. При этом освободившийся головной мозг начинает думать об обстановке, о тактике.
Движения становятся быстрыми, четкими, с малыми энергетическими затратами.

5. Двигательный навык высшего порядка

Обучаемый способен изменять в реальном времени детали упражнения, приспосабливая его под окружающую обстановку, обстоятельства, положение в пространстве.
Информация полностью воспринимается от проприорецепторов мышц.

Компоненты навыка

Двигательный компонент управляется условными рефлексами и отвечает за исполнение двигательного действия

При двигательных действиях простого порядка двигательный компонент зачастую опережает вегетативный, например, при беге, плавании, езде на велосипеде. Это происходит из-за инертности вегетативного компонента. Когда человек начинает бег, организм не всегда успевает подключить все рефлексы, чтобы обеспечить оптимальное состояние органов и мышц для выполнения этого действия. К примеру, поднять частоту сердцебиения, расширить сосуды и пр. Именно для этого и должна производится разминка перед упражнениями. При двигательных действиях сложного порядка вегетативный, как правило, включается одновременно, или
даже опережает двигательный.

Вегетативный компонент управляется безусловными рефлексами и отвечает за состояние организма в целом во время исполнения двигательного действия

Переделка навыка

Вегетативный компонент может быстро перестраиваться с аэробного на анаэробный и обратно. Однако, переход с аэробного на анаэробный может занять больше времени. Двигательный компонент обладает как положительным переносом*Навыки, которые приобретаются, в определенной степени опираются на ранее сформированные . Вновь создаваемые динамические стереотипы наслаиваются в коре больших полушарий головного мозга на ранее сформированные стереотипы, и они не только сосуществуют, но и взаимодействуют. Ранее сформированные навыки могут как способствовать выработке новых навыков, так и тормозить, задерживать этот процесс., так и отрицательным, вызывая интерференции*Ранее приобретенные навыки могут оказывать тормозящее влияние на формирование новых навыков, при этом снижая производительность действий, провоцируя возникновение ошибок т.д. Такое явление называется интерференцией навыков. В интерференции проявляется соперничество, наблюдаемое между некоторыми уже сформированными и вновь создаваемыми стереотипами. Интерференция наблюдается тогда, когда на один раздражитель вырабатываются две или несколько различных реакций..

При правильно подобранной методике обучения он может относительно легко модифицироваться, копироваться для разучивания других действий. Методика обучения, построенная по основным принципам обучения, обеспечивает правильное развитие навыка.

Методика тренировки

Методика тренировочного процесса дожна учитывать все стадии становления навыка. Она должна опираться на мировой педагогический опыт и адаптироваться к действительному уровню физической подготовки обучаемого.

При обучении "с нуля" необходимо знать и учитывать все возможные положительные и отрицательные интерференции навыка. Подбирать подводящие упражнения и технические задания таким образом, чтобы они положительно влияли не только на разучиваемый элемент, но и на многие последующие. Для инструктора важно правильно задать вектор развития техники, для этого ему просто необходимо знать цели и возможности ученика. Наиболее эффективно обучение происходит именно когда и инструктор, и ученик ясно представляют конечную цель обучения.

Курсы по стилям

Какие направления вам наиболее интересны?

Лучшие курорты РФ - 53.6%
Альпы, Европа - 34.3%
Скандинавия - 6.9%
Южные страны СНГ - 5.2%

Всего голосов: 362